Помощь детей по хозяйству.
Отвечаю на вопрос, заданный в одном блоге.
У многих сейчас встает этот вопрос (да и когда, собсcно, он не вставал? :)). Почему дети не хотят
помогать по дому родителям? Привлекать ли детей к домашней работе? Если да, то
в какой мере? Если нет, то – как справляться самой?
Я этими вопросами тоже озадачивалась и продолжаю
озадачиваться. И вот каковы мои размышления в этом направлении на данный
момент.
Не претендую на звание истины в последней инстанции, просто
мои мысли и опыт.
Когда-то я посетила курсы Марии Монтессори «Воспитание от 0
до 3-х». Вообще очень рекомендую, если у кого есть такая возможность –
посетите, проходили они в Москве в апреле. Вроде стабильно раз в год так и
проводятся. Продолжительность – два дня.
Создали на тот момент хороший переворот в мозгах.
Что мне запомнилось, понравилось, отозвалось и пересеклось с
реальностью, учитывая сегодняшнюю тему:
В своем развитии дети проходят так
называемые «сенситивные периоды», когда обучение их тому или другому проходит
легко и просто, так как является естественной их потребностью на этот момент.
В частности, к тому возрасту, когда у детей освобождаются
руки за счет появления навыка стоять и ходить, уже развита стойкая потребность
наблюдать за взрослыми и копировать их действия.
В этом возрасте ребенку одинаково интересна любая
деятельность, как связанная с игрушками, так и та, которую мы, взрослые,
считаем трудной и скучной – мытье полов, уборка, мытье посуды, приготовление
пищи и так далее.
То есть, различие между игрой и уборкой – оно в нашей
психике, а не в реальности. Родители, имея устойчивое представление о том, что
уборка и прочее – это тяжело, сложно и неприятно, всячески ограждают ребенка от
его попыток научиться этому.
Например, полуторагодовалому ребенку бывают очень интересны
половые тряпки. И он старательно возит ими по полу, порой размазывая грязь и
вводя в раздраженное состояние маму :)
Но маме лучше бы понять, что чистые полы – это явление очень
и очень временное, а вот отбить охоту и интерес к мытью полов у ребенка – это
легко и надолго. На всю жизнь.
В общем, суть в том, чтобы ловить такой естественный интерес
ребенка и поддерживать его.
Если хочет ребенок мыть посуду – организовать все так, чтобы
делать ему это было легко и приятно, показать, как правильно это делать, и,
самое главное – дать ребенку увидеть и ощутить РЕЗУЛЬТАТ!
Поэтому в садиках Монтессори используются только настоящие предметы
домашнего обихода – посуда, тазики для мытья посуды, для стирки, настоящее мыло
для стирки, стираются настоящие полотенца,
используются настоящие ножи (не
самые острые, конечно) для приготовления, по-настоящему моются полы, вытирается
пыль, и даже – о ужас! – самые настоящие (не раскаленные) утюги для глажения
тех самых, выстиранных и уже высохших полотенец.
То есть ребенку неинтересно повозить холодным пластмассовым
утюжком по ткани, не увидев результата. Ему очень важно понять, для чего все
это делается.
В системе обучения Монтессори предлагается учить всему этому
ребенка с момента прямохождения и в принципе эти навыки уже могут быть хорошо
закреплены к полутора годам. В период с полутора до трех лет идет период
«утончения навыков», когда ребенок учиться делать все это аккуратно и красиво,
почти как взрослый.
Вот так-то! А не в 10 лет, как учили нас, заранее отбив весь
интерес тем, что маме неудобно, неохота и некогда заниматься ребенком.
Конечно же, чтобы всё это осуществить, необходимо организовать специальную среду, в которой ребёнок мог бы всё это делать.
Например, купить специальную низкую маленькую гладильную доску, маленький, но настоящий утюг и выставить его на небольшой режим, организовать место для мытья посуды и стирки - тазики на уровне роста ребёнка, либо специальную подставку к раковине.
Дальше. Я прекрасно понимаю, что, даже научив ребенка всему
этому вовремя, поддержав его естественный интерес к домашним делам, потом
родители все равно «заразят» ребенка тем отношением ко всему этому, которое
есть у них самих.
Откуда тяжелое и неприязненное отношение к домашним делам у
родителей? Всё оттуда же – из детства, плюс – травмы прошлых жизней.
Кто верит, кто не верит, я не знаю. Я видела все это и
ощущала лично, поэтому у меня нет выбора – верить или нет. Я просто это ЗНАЮ.
Прошлые жизни были у всех у нас разные, и опытов с тяжелой
работой и отвращением к ней было предостаточно. Кстати, по этой же причине даже
у ребенка, интерес которого поддержали и вовремя всему научили, все равно может
всплыть отвращение из прошлых жизней, когда активируется карма. Это происходит
примерно в возрасте от 7-ми до 14-ти лет, что-то может и позже, а что-то и
раньше.
Что делать? Исцелять кармические эмоции. Как это делать?
Читайте блог. Ответы тут уже есть, и будут еще. Приходите к нам на сеанс методики Сай-Кей (Psych-K).
То же самое можно сказать для родителей – исцелитесь сами.
Исцелите свое отношение к домашним делам, воспитайте себя прежде, чем
воспитывать детей – и вы обречены на успех :)
В заключение – история от девушки, рассказанная на курсах
Монтессори:
«Когда родился сын, муж был занят строительством дома.
Ребенок много времени проводил, наблюдая это. В результате к полутора годам он
мог уже сам настругать щепок и развести костер. На два года мы подарили ему
свой набор настоящих инструментов».
Тут уж я не удержалась и прокомментировала – «Не удивлюсь, если к пяти годам он уже сам
построит себе свой дом :)».
Как видите, детям на самом деле все это очень интересно и
нужно, надо только поддержать их в этом и поставить своим приоритетом ребенка и
его развитие, а не чашки, тарелки, полы и прочие материальные вещи, которые,
конечно же, могут быть разбиты, сломаны и испорчены в процессе обучения :).
Смешной случай из жизни по теме из серии "Дети говорят":
ОтветитьУдалитьВчера меня ребёнок (ещё нет 2 лет) ударил. Я в воспитательных целях «обиделась» и «плачу». Муж говорит ему:
— Ну вот, жалей теперь мамочку. Принеси ей самую любимую игрушку.
Чадо задумалось, пошло на кухню и принесло... кастрюлю.
Ну, естественно, а с чем ещё мамочка играет целый вечер!!!